Чоргуньский мост-акведук - бывший севастопольский водопровод
Архитектура Крыма славится своими дворцами и крепостями. Однако и оросительная система Крыма стоит подробного ознакомления. Первым делом на память приходит Северо-Крымский канал. Однако задолго до него на юго-западе полуострова появилось другое сооружение, связанное с подачей воды. Это Чоргуньский мост-акведук.
Чоргуньский мост-акведук: история
Проект подачи воды в город из Черной речки в 1834 году разработал англичанин Джон Аптон, известный по проекту Графской пристани в Севастополе. Протяженность водопровода составляла 18 километров. Его реализацией занимался адмирал Лазарев в 1840-х годах. Выполнен он в виде античного сооружения, словно сделан древними римлянами.
Водопровод обеспечивал подачу воды прямо к докам Лазаревского адмиралтейства. Он представлял собой 18-ти километровую зону из тоннелей и акведуков. Расположен же Чоргуньский мост-акведук на реке Чёрная близ Хмельницкого и состоит из 3-х пролетов.
Водопровод просуществовал всего несколько лет. Во время Крымской войны англичане разрушили доки. Водопровод после окончания осады решили не восстанавливать, а при постройке железнодорожного сообщения даже частично уничтожили.
Чоргуньский мост-акведук: как добраться
Акведук сохранился только в нескольких местах: возле Ушаковой и Аполлоновой балок (17 пролетов в сумме) и у Хмельницкого (Чоргуньский акведук - единственный целиком сохранившийся его отрезок).
Добраться к нему можно по трассе, идущей от Оборонного в сторону Танкового. Расположен он почти сразу за селом Хмельницкое, если двигаться с юга. От трассы нужно пройти всего 200-300 метров по тропе вдоль реки.