Итуруп 2020. День 1-2. Перелет Симферополь - Москва - Сахалин - Курильск. Знакомство с Сахалином.
Здесь я буду публиковать по дням отчеты о походе по острову Итуруп (Большие Курильские острова), который мы совершили в августе 2020 года в рамках поездки на Сахалин и Курильские острова. К отчету прилагаю самые красивые фото Итурупа, Сахалина и их достопримечательностей.
Начнем с самого начала. Once upon a time... В поездке на Итуруп 2020 нам активно мешал COVID 19, а поехала в него компания, покорявшая Алтай 2018 - отчет об этой поездке можно будет вскоре почитать на mintrips.ru (моем втором сайте). Таковы цифры поездки.
Предыстория поездки на Сахалин и Итуруп
Первые мысли о поездке на Курилы поступили еще в августе 2019 год, когда Андрей К сказал, что хочет закинуть всем идейку поездки на Курилы. Серьезные обсуждения начались примерно через месяц, а уже к октябрю наша алтайская компания начала разрабатывать планы и ждать появления в продаже билетов до Южно-Сахалинска (прямых рейсов на Курилы из Симферополя и даже Москвы нет).
В нашем походе участвовало 4 человека с хорошим горным опытом:
- Саша (руководитель);
- Андрей К. (инициатор поездки);
- Костя (штурман и фотограф);
- Андрей Минеев (ваш покорный слуга).
Группа у нас достаточно схоженая, вместе проходили Кавказ и Алтай, а ребята вместе были на Камчатке. Вот что мы хотели увидеть на маршруте - фото с нашего похода для затравки.
Сборы в дорогу
Билеты купили в первый же день продаж через сервис Aviasales, обошлись они почти в 33 000 с носа. Казалось выгодная экономия, но вышло, что перед поездкой билеты по нашему направлению стоили ее дешевле (вот что значит эпидемия).
Перед поездкой долго обсуждали возможность добираться на Итуруп и Шикотан (вначале планировали посетить 2 острова) на теплоходе. Но потом решили, что лучше понадеяться на самолет - быстрее и меньше приятных часов около белого друга (если будет волнение). Соответственно Шикотан был выброшен, так как оттуда улететь на Сахалин не получится, а застрять - легко.
Билеты на самолет на Аврору купили где-то за полгода до вылета. Также через Aviasales. Вес багажа там меньше аэрофлотовского 20 против 23 и ручная кладь 5 против 10 (в итоге пришлось доплачивать за перевес по 4 кг).
Но главные приключения ждали нас потом. Вначале эпидемия, потом запрет на въезд в Сахалин. Только за 2 недели до вылета разрешили въезд организованным тур. группам, которых пригласят местные тур. фирмы.
У нас все было на мази с итурупским Гидростроем, но буквально за дней 12 до вылета без объявления войны нам сказали "до свидания". В авральном порядке Андрей нашел сахалинскую компанию "Дрим-Тур" и буквально за неделю договорились с ними за 20К с носа о пропусках (а в довесок еще и трансфере в аэропорт и оттуда и 2-х однодневных экскурсиях по острову). Пропуски мы получили за пару суток до вылета.
Осталось еще пройти короноанализ. Сдавали с расчетом в 72 часа его действия. В итоге нам его сделали чуточку раньше, но оформили его задним числом на 2 дня позже (потом оказалось, что это можно так делать).
Параллельно мы тщательно готовились к походу - заготавливали еду, покупали снаряжение, организовали совместный выход за болотными сапогами на рынок, мне долго искали вторую на группу пару 42 размера (в итоге получил стильные сапоги с узорами, зато не буду путать с Костей свою пару).
Закупили москитные сетки. По еде мне достались сухари (в этот раз готовил по заказу с солью и маслом - на удивление не пропали и получились вкусными) и сладкое (понял, что карамельки на треке не очень идут, может лично мне, но на отдыхе залетают на ура. Тщательно компоновал конфеты и печенье по граммам в пакетики. В итоге часть печенья доехала до Курил уже в крошках, а остальное покрошилось там. Кстати, печеньки уходили плохо, приходилось самому себя на ужинах облегчать... (хуже уходил только чай и то из-за аномально солнечной погоды).
Андрей тем временем так усердно готовил мясо, что повредил мясорубку.
За пару дней до вылета обменялись запасами и договорились быть на месте вылета за 2 часа, кроме Кости которому волею лотереи пришлось ехать раньше и регистрироваться не онлайн, а живьем. В итоге три остальных участника дружно застряли в пробке и чудом не остались дома из-за такой нелепицы. Наконец вылетаем с задержкой из Симферополя навстречу приключениям.
День 1. Полет в Москву и на Сахалин по чеховским стопам. Осмотр Южно-Сахалинска.
По пути смотрим в окошко. Видно пересохшие озера, в частности Акташское на Казантипе. После моста через пролив летим над морем облаков до самой столицы. По пути на посадку видим местное водохранилище и ремонтные работы в Шереметьево. К счастью мы прилетели и вылетаем из одного терминала и багаж успел улететь с нами одним бортом. На рулежке смотрим на полностью аэрофлотовский терминал и борт с эмблемами ЦСКА. И вот отрыв около 17:30, и как поется в песне "Идем на восток".
Достались места в самом хвосте, только Костю пересадили в центр вдали от нас. Летим, любуемся видами на облака (процентов 90% полета были над ними).
Изначально ожидал перелета по прямой через Казахстан, Китай и Монголию, но оказалось, что мы летим по кратчайшей и только над территорией РФ - через Ярославль, Новый Уренгой, Приполярье и над плато Путорана, а потом чуть севернее Байкала (по меркам России 100 км - это ведь чуть-чуть) и над Амуром.
Сидим с солнечной стороны, припекает, пока поднимались замерял падение температур на датчике. На 6600 м показало -26, на высоте Аконкагуа -28, а на Эвересте было бы -42.
Пролетели над Уралом в облаках, затем появились редкие просветы. Вновь увидели Обь с ее рукавами, Андрей заметил и Ханты-Мансийск.
Тем временам смеркалось, началась короткая полярная ночь на высоте 10 км. Вышел месяц, который сравнили со "звездой смерти". Он был крупнее и тоньше, чем у нас. В темноте видели грозы над Путораной, увы снять молнии не получилось, но высокие облака освещались очень колоритно.
Кормили хорошо - 2 горячих питания, плюс чаи и вода. Узнал, что такое лазанья, не зацепило. Смотрели фильмы по бортовым компьютерам. Саша выбрал Последнего Самурая, видимо опасался сильного тайфуна и приземления в Японии!
Потом пролетали над какой-то крупной рекой, похоже одна из Тунгусок или Вилюй. Затем видели в рассветных тонах Лену, почти сразу после этого поменялся местами с Костей, пусть и он посмотрит в окошко.
В итоге он увидел рассвет, который почему-то оказался где-то на севере (не зря говорили, что восток - дело тонкое).
Оказалось, что у Кости встроенный ПК сломан вызвал бортпроводника и удивил его отсутствием смартфона, когда он предложил подключить его к аппарату. Пришлось 2 часа смотреть на пассажиров и заполнять анкету, где нас искать в Сахалине. Так и хотелось написать, "палатка" в графе место проживания.
Облака разошлись только на посадке, Сахалин встречает серым небом.
В аэропорту очередь на вход, за багажом и на выход. Приготовили свои справки, но в итоге нам вручили пропуска и отпустили, а кто-то в панике бегал, пытаясь прорваться в город. Приехал багаж - первая жертва (а сколько еще их будет) - у рюкзака Андрея оторвалась ручка.
За нами приехал трансфер до хостела от тур. агентства. Едем, смотрим на Южно-Сахалинск. Не впечатляет.
В городе много людей типичной азиатской внешности, наш шофер тоже - кореец, а зовут Андрей. Дома - самые разные. Местами на стенах кадры из фильмов времен СССР. Заселились - хостел занимает почти весь первый этаж крупного ЖК. Хостел называется "Овсянка" - "Овсянка, сэр". Удобно и комфортно.
Заселились, поняли, что там живут и другие туристы, одна летела на Итуруп плавать на катамаране, другие оттуда (как оказалось Костина знакомая, которую он не узнал в хостеле и потом списывался с ней - им меньше повезло с погодой на Кунашире) и пошли гулять.
Гласит надпись на стене. Смотрели цены на морепродукты, приценивались, посмотрели церковь.
Плюнули на местный музей рядом с ней, случайно посетили митинг а-ля Хабаровск, посмотрели парк с ж/д дорогой.
Андрей все рассказывал о своей первой поездке сюда, нашел даже место ночевки в парке. Оценили полосу препятствий, но без фанатизма, чтобы не сломаться до похода.
Полетали на троллее. Оценили кривые зеркала, фонтаны для ВДВ.А также карусель на высоте метров 30 над землей. Половина кресел была свободна (уже?).
Посетили краеведческий музей в Южно-Сахалинске - единственное красивое здание города, в японском стиле. Пошли вдвоем с Сашей, т.к. у остальных не было масок. Причем маски можно было и не одевать... Интересно внутри - карта цунами, коллекция минералов, чучела животных, мишка, птицы, рыбы. Заинтересовал древний мир, скелеты мини-динозавров, в итоге меня потеряли в музее, звали "профессора" обратно.
Смотрели ремонт дороги по пути - город активно чинится. Видели музей поездов под открытым небом, купили икры на пробу и пельмени с кетой и кальмарами.
Играем с Костей в шашки в хостеле. Набор неполный, потому вышло шашки против шахмат. Белые начинают и проигрывают: 6 раз из 6!
Приняли горячий душ - хорошо все-таки после 28 часов на ногах. Играем в балду с Костей. Как сказал Саша - деградируем. Наконец пора спать - завтра сборы и новая прогулка по Южно-Сахалинску, чтобы посмотреть достопримечательности. Это вместо пика Чехова или грязевого вулкана, так как надо успеть в аэропорт.
День 2 (Южно-Сахалинск-2, горнолыжный курорт, самая восточная канатная дорога, первое солнце, перелет на Авроре, первое знакомство с Итурупом)
Ранний выход из хостела, чтобы успеть осмотреть что не видели вчера. Понимаем, что туман висит еще ниже, чем вчера и видов не будет. Решаем пройти по верхней улице и заглянуть на местный горнолыжный курорт “Горный воздух”.
Перепад высот около 600 метров. Едем наверх на канатной дороге, как раз до средней станции до границы тумана.
Цена приемлемая, а на спуске даже солнце проглянуло и когда мы улетали почти половина видов открылась, кроме высших точек.
Сноубордистов здесь не любят.
А Громозеку - любят.
По пути в хостел видели местную тюрьму, прямо по Чехову. Поразило, что около стен тюрьмы была детская площадка, а вокруг куча многоэтажек. Прямо достопримечательность в центре города.
В хостеле играем в домино, забиваем козла.
Аэропорт в Сахалине запускает в чистую зону строго определенное число людей, чтобы там не толпились - зал маленький. Зато на стенках второго этажа есть стенды с описанием известных людей, изучавших регион. Мой штурмовой рюкзак тем временем лишили бирок на ручную кладь как малютку.
Летим на двухмоторном самолете, почти вдвое меньше “Суперджета”.
"7000 над землей" - вспоминаю Сюткина, потому что Аврора летит именно на такой высоте над Охотским морем облаков. Видов после взлета не было (только немного на Сахалине - реку на взлете и вид в сторону Корсакова и залива).
Соседка по самолету летит домой из Гурзуфа и Алупки с ящиком персиков. Надеюсь, они дожили… Над Итурупом 2,5 слоя облаков, прилетели. Моросит. На взлетной полосе стоят боевые самолеты, кажется СУ. Выдают багаж порционно и снаружи. Кому не дали - выгоняют обратно на улицу. Ждем с Костей свою очередь под дождем. Костя роняет фразу “нам точно сюда надо?”.
Стандартный стенд “я люблю Итуруп” - пока не веришь в чувства к острову. Вызываем такси, пока оно едет решаем зайти “по делам” в обратно в аэропорт. Пообщался с охранником на входе.
- Цель визита?
- Туризм.
- Нет, я про здание аэропорта?
- А, в туалет.
- Проходите. Настоящие мужчины ходят в третью дверь слева.
Как ни странно оказалось, что третья дверь - мужской туалет. Но не настоящих мы на острове не встретили. И хорошо.
Такси довезло нас до “Медведя” - так называется наш отель. Заселились вчетвером в трехместный номер. Андрей пожелал спать на полу на каремате. Никто не был против, хотя матрацы и подушки слишком мягкие, пришлось спать хотя бы без подушки.
На кухне только микроволновка, плиты нет - закупаем газ и готовим еду из раскладки в беседке. Купили репеллент, Саша и Андрей им сразу надушились. Заказали на завтра свежий хлеб, чтоб экономить сухари. Перепаковываем вещи, обнаруживаем потерю соли (сломалась коробочка и порвался пакет с гречкой, отдаю Косте свою от бутербродов, а соль одолжили на кухне) и лишнее оставляем на хранение в “Медведе”. Решаем идти вначале короткое северное кольцо, чтобы понять что нас ждет.
Часть фото взята из этой статьи (другая версия нашего похода от Кости)
Другие части нашей поездки на Сахалин и Итуруп в 2020 году:
Перелет на Сахалин - что посмотреть в Южно-Сахалинске - перелет на Итуруп
День 1 Северного кольца (Белые скалы - мыс Конакова - мыс Евгения - мыс Канонерка)
День 2 Северного кольца (первые медведи - мыс Исоя).
Южное кольцо:
День 1 (бухта Осенняя - бухта Макарова - бухта Сторожевая - бухта Горная)
День 2 (водопады Итурупа - морской поход - сложности на воде и на суше)
День 6 (Река Урумпет - сплав - мыс Урумпет)
День 7 (Туман - скалы в море - переправа через Тихий океан - неудачная рыбалка)
День 8 (Йодный - дорога - лесник - крабовое угощенье - последняя стройка дома)
День 9 (Буревестник - залив Касатка - скала Чёртовка)
Больше фотографий (в большем расширении и лучшем качестве) смотрите на моей странице в ВК.